АРХИТЕКТОРЫ ТАШКЕНТА: АЛЕКСАНДР КУРАНОВ. АРХИТЕКТУРА КАК ИСКУССТВО

Задумывались ли вы, блуждая по улицам Ташкента, чьих рук то или иное здание? Чьи терпеливые «архитектурные пальцы» упорно держали в себе карандаш «2 М» или просто «Т» и вырисовывали каждый миллиметр, составляя чертежи? Героев нужно знать в лицо, даже если они спрятаны под плотным занавесом тени, их нужно выискивать и, не задумываясь, относить к категории великих.

Недавно мы рассказывали о человеке-авторе старого Ташкента, а точнее его русской части.

Александр Куранов — архитектор по призванию, автор более 600 проектов, дипломант, призер международных конкурсов в Париже, Нью-Йорке, Токио, Баку. Объекты архитектора проектировались в Испании, Турции, России, Украины и других странах. О чем говорить, если наставник воспитал грамотное поколение молодых архитекторов, которые работают не только в Узбекистане, но и в Греции, Израиле, Канаде и США.

АРХИТЕКТУРА ДЕТСТВА

Из простого элемента, например, из кирпичика можно сделать очень интересную композицию. С этого все и началось.


К моему отцу приходил сосед, и вечерами эта компания играла в шахматы. Но перед шахматами, была уместна небольшая разминка — игра в шашки. Я, будучи маленькими мальчиком, сидел в ожидании, когда один оппонент выиграет другого, чтобы из этих шашек я мог составлять композиции. Сначала были две шашки, затем, между ними появлялась третья, далее, все выше и выше образовывалась пирамида, а уже потом был применен изгиб и выбиралась форма. Когда дело доходило до шахмат, фантазия «бурлила». Все началось с тех мыслительных поединков и продолжается по сей день.

СТИЛЬ, КАК ЗАЦЕПКА

Считаю, что архитектура — один из сложнейших видов деятельности после врачевания. Не главное, просто оставить что-то после себя, главное, чтобы город, страна, планета Земля получила новое пространство, ведь архитектура это не только помещение, но и все, что находится вокруг здания.

Архитектурные проекты в Ташкенте, например: являлся соавтором при создании здания «Шарк», молодежного дома — нынешняя гостиница «Ешлик» и театр «Ильхом», нынешнее здание бизнес-центра «Пойтахт».



Архитектура базируется на трех китах: первый кит — функция, то, для чего мы строим это здание, второй — конструктивная часть (надежность, безопасность), третий, самый творческий кит — эстетика. Часто говорю студентам: «Пусть ваш автомобиль будет хоть розовым кадиллаком, как у Элвиса Пресли, но, если он не едет, зачем он сдался? Его функция — ехать».

У меня есть персональный, вымышленный мною стиль, который я гордо называю «Либерти» — свобода. Я должен работать свободно, а не идти на поводу у заказчика, порой его тоже нужно переубеждать, воспитывать.


Архитекторы, сами по себе, обязаны владеть различными стилями, в зависимости от предпочтений заказчика. Многим нравится классика, одним симпатизирует хайтек, другим — модерн, а кому-то неоклассицизм.Мне по душе функциональный романтизм. Все должно быть просто, ведь гениальное в простом и должно иметь душу, то есть присутствие лирики обязательно.

ТАШКЕНТ И ЕГО АРХИТЕКТУРНОЕ БУДУЩЕЕ

Особенность архитектуры Ташкента заключается в культуре Узбекистана, ведь она отражает душу народа. Ташкент формировался очень давно и его этапы различны. Столица, будучи восточным городом, обладает уникальными свойствами на фоне других городов мира. Нам свойственны все атрибуты восточного города.


Лично для меня, Ташкент — лучший город в мире. В Ташкенте приятная климатическая зона, великолепная вода, природа, народ и все это сказалось на архитектуре. Город видоизменялся на протяжении долгого времени и различные оттенки эпох отразились на пейзаже города. У нас есть и старый город, колониальный город и достаточно интересный современный город. Своеобразие Ташкента в наличии этих самых красок, которые нам достались от различных временных слоев, в этом весь «кайф». Не хотелось бы потерять эту фишку, «напичкав» город зданиями, которые не говорят о том, что это Ташкент. Важно продолжать вести данную цепочку востока и не нарушать «аромат» города в столице.


Затронув тему будущего архитектуры Ташкента, отвечу, что на мой профессиональный взгляд, оно замечательное. Архитектура — дорогостоящая сфера деятельности. Республика развивается, растет и мы придем к своему звездному часу. Сейчас уже чувствуется, что в этом плане будут грандиозные изменения.

СУЕВЕРИЯ И ПРИМЕТЫ

Своим ученикам я говорю: «Не беритесь за чертеж, пока не получите аванс», но сам не следую этому совету. Бывает так, что еду к новому заказчику, выслушиваю его, соответственно, еще ни к чему не пришли, ни о чем не договорились, а я еду домой и начинаю проектировать. В дальнейшем, получается так, что по каким-то определенным причинам наше сотрудничество не состоялось и мы расходимся, а работа с проектом уже начата, в этом моя ошибка.


Однажды я запроектировал как-то одному заказчику небольшое кафе на окраине Ташкента. У него был участок и он решил построить на нем кафе. Все состоялось, объект построен — все отлично. Приезжает он ко мне после и говорит: «Что-то у меня клиентов мало». Предположил, что возможно выбор места был неудачным и я подтвердил, сказал, что территория действительно непопулярная. Сказал я это в силу того, что архитектор своим чутьем может определить людские потоки, а то место не предполагало социального скопления. Затем поехали к нему на участок и обнаружили сбоку кафе трубу со старым родником. Я посоветовал ему применить эту находку на деле и построить небольшой водоем или фонтан, с чем он согласился. На данной территории, также росла старая тутовина и я, заметив ее, предложил ее подрезать и композиционировать. После, я достал из кармана платочек, разорвал его на четыре части и сделал завязочки, ведь так принято поступать со святым деревом.

Спустя некоторое время владелец кафе мне звонит и восхищенно делится новостью, что разошелся слух о том, что это дерево и источник — святые, и люди начали приезжать подобно мотылькам, летящим на свет и прибыль, конечно же, увеличилась. Немного определенной фантазии в данном случае не помешало, хотя я уверен, что место не святое.

ЧТО Я МЕЧТАЮ ПОСТРОИТЬ В ТАШКЕНТЕ

В Ташкенте мне абсолютно не важно, что строить, лишь бы создать что-нибудь хорошее, что было бы прочным, надежным и приносило радость.


Недавно, один из наших проектов выиграл международный архитектурный конкурс в Баку, и там мы представили макет здания Фонда Батыра Закирова. Вот такую задумку хотелось бы осуществить в Ташкенте.

Еще я думал над таким зданием, как музей современного искусства, ведь такого в столице точно нет. Построил бы хорошее жилье, а может даже и целый квартал жилых домов.

Как-то раз, один мой заказчик, которому, я когда-то спроектировал дом, сказал мне следующее: «Вы знаете Александр Евгениевич, я решил продать свой дом. Понимаете, дети растут, куплю всем участки и построю дома каждому. Дети, узнав эту новость, попросили не делать этого, ведь они так привыкли к этому дому, любят его и считают лучшим на свете» — вот это и есть высшая похвала для архитектора, когда люди пользуются твоим продуктом и живут в комфорте, что приносит им счастье.

МНЕНИЕ ГОРОЖАН

Клара Нафикова,

актриса театра Ильхом


Так повелось, что театр зародился не в самом здании, а скорее под ним Фойе театра располагается на первом этаже, а вот что бы добраться до сцены, придется спуститься в «подземелье» и пройтись по длинному коридору с расписными колоннами(на которых оставляли свои автографы знаменитые зрители Ильхома.

Куда более сложно попасть в гримерные и здания школы. Так вот, не заблудившись в этих лабиринтах, вам посчастливится попасть непосредственно на саму сцену, где некогда было хранилище овощей для ресторана наверху. И актеры под покровом ночи после работы в государственных театрах собирались, расчищали себе пространство для игры и творили.

Мы любим подниматься на второй и третий этаж, на стенах можно найти фрески-граффити на различные темы ничем не связанные между собой. Развалины, шахты, пролеты- все вроде бы мертвое, но в то же время живое. Наверное, это и вдохновляет.

Евгения Сон,

Бизнесмен


Внешне самый привлекательный Пойтахт — он более современный, но там очень неудобная парковка (мало места и почти всегда все занято). Зато внутри очень просторно. Но, на мой взгляд, для бизнес-центра важен не только простор, а больше практически применимые площади. Что касается издательства Шарк и гостиницы Ёшлик, они наверняка очень надежны, но внешне совсем не привлекательны.